Среда
25.04.2018
15:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя технологии Рокуновой Тамары Александровны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Наш опрос
Как Вы попали на мой сайт?
Всего ответов: 188

Мини-чат
200

Главная » Статьи » Конспекты уроков и многое другое » Мои статьи

Конспект урока: «Строение растения гороха» (+презентация к уроку)

Дополнение к уроку - презентация 

Скачать презентацию - "Строение растения гороха"

МКОУ «Починковская школа – интернат»

 

 

 

Конспект урока:

«Строение растения гороха»

 

Учитель: Рокунова Т. А.

 

с. Починки

 

 

«Строение растения гороха»

Цель урока:

Знакомство со строением растения гороха.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со строением растения гороха (тип листа, вид плода). Определить к какой группе растений относится горох. Развивать мелкую моторику, умение анализировать и сравнивать объекты, память, внимание, устную речь. Расширять кругозор учащихся.

  • Воспитывать интерес к профессиям, связанным с выращивание культурных растений.

  • Корригировать мелкую моторику в ходе выполнения зарисовок, устную речь через беседу на уроке и формулировании ответов на вопросы.

Оборудование:

  • Плакат «Строение гороха»

  • Плакат «Стадии развития семян гороха»

  • Рисунки с изображением гороха

  • Семена гороха для посадки  и консервированный горошек

  • Простые карандаши

  • Карточки для учащихся – строение растения гороха, стадии созревания семян

  • Презентация к уроку в программе Microsoft PowerPoint.

Словарная работа:  травянистое, полегающее, прилистники, усики, боб, створки, зёрна, зернобобовая культура.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

 

1, 2, 3, 4, 5.
Пришла пора урок начать!

Встали.

 

А урок у нас обычный?

Нет!

 

Почему?

У нас гости!

 

А, значит, дружно повернулись — 
и, гостям все … улыбнулись.

Поворачиваются к гостям, дарят улыбки и приветствуют.

 

 

          2. Проверка  раннее пройденного материала.

 Ребята давайте вспомним,  раннее изученный материал.

  1. Для чего разводят кроликов?

  2.  Как нужно вести себя в крольчатнике?

  3. Задание № 10 (слайд № 1)

  4. Задание № 15 (слайд № 2)

Учитель оценивает работу учащихся.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со строением растения, название которого вы определите сами, отгадав загадки.

Слайд № 3

Учитель: Ребята, давайте отгадаем загадки:

  1. У нас в саду переполох,
    Стремится из стручков… (Горох)

 

  1. Он на вкус совсем не плох,
    Стручковатый друг… (Горох)

 

  1. Из зеленой кожуры,
    Смотрят круглые шары (Горох)

 

  1. Сундучок на ножке, в сундучке - горошки.

 

  1. Щёлк!
    Стручок раскрылся!
    Ох!
    Весь рассыпался ... .

 

  1. Наш стручок - зелёный дом,
    Поселились братья в нём.
    Каждый братец - скоморох,
    Зовут этот стручок - ... .

 

  1. Заглянула в огород
    Поглядеть, как Он растёт.
    А Он спрятался в стручок,
    Вытянутый сундучок!
    Я Его люблю покушать,
    Про него рассказ послушать.
    В супе тоже Он неплох,
    Все зовут Его ... !

 

Учащиеся. Горох.

Учитель: Совершенно верно, это горох.

Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой главы, которая называется «Горох» (вывешивается плакат «Строение растения гороха»). Изучая эту тему, мы познакомимся со строением этого растения, его особенностями, видами, применением и т. п.

Тема урока (СЛАЙД № 6) – «Горох. Строение растения». Запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: Прежде чем рассказывать вам новый материал, мне бы хотелось услышать от вас, то, что вы знаете об этом растении.

Учащиеся рассказывают о том, что знают о растении гороха.

  1. Изложение новой темы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, как давно человек использует горох в пищу?

Учащиеся.

Историческая справка.  (слайды 8 -10)

Учитель: На Руси есть такая поговорка «Это еще при царе Горохе было…». Как вы думаете, что она означает?

Учащиеся.

Учитель: Когда о каком-либо событии говорят, что оно было при царе Горохе, это значит что очень, очень давно.

 

Ученик, выбранный педагогом, читает текст на слайде.

Учитель:   Горох известен людям с глубокой древности. На территории России о нем знали тоже очень давно, у нас даже есть такая поговорка «Это было при царе Горохе», т. е. это было в незапамятные времена.. Слово «горох» означает «тёртый», когда-то его терли, чтобы получить муку.
Раскопки показали, что горох использовался в районе Харькова, Минска  в 6 – 8 веках до нашей эры.,   Зеленый горошек в России выращивают с 1674 года. Особенно ценился горох из Ярославской губернии.
Горох — растение, часто используемое в обрядовой практике. Верили, что зерна гороха, стручки и ботва способствуют урожаю в поле, плодовитости скота и всеобщему про­цветанию в хозяйстве. Поэтому во время созревания гороха в северорусских селах устраивали праздники чествования гороха — "Горохов день". Этот праздник совпадал с праздником святого  Спаса. Односельчане выходили в поле, рвали горох и с поздравлениями угощали друг друга.
Легенды связывают происхождение гороха со слезами Адама и Богородицы. Когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. По другому преданию, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превратились в горох.

 

Строение растения гороха. (Работа с мобильным плакатом. Приложение 1). Учитель излагает новый материал с опорой на плакат, поочередно прикрепляя термины, а также слова для словарной работы.

Учитель: Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем высотой 80 – 100см. встречаются сорта гороха с утолщенным стеблем, который не полегает.

(Разбор слов – полегающий, травянистый).

Учитель: Листья растения сложные, с крупными прилистниками, состоят из нескольких листочков, расположенных друг против друга. На концах листьев имеются ветвящиеся усики, которые цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении.

 

(Разбор слов - прилистники, усики).

 

Учитель: Летом на растении появляются душистые цветки белого или фиолетово-красного цвета. (СЛАЙД № )  После цветения образуются плоды, которые у гороха называются бобами. Боб состоит из двух половинок – створок. Если раскрыть створки боба, то становятся хорошо видны зёрна (семена гороха).

Попробуйте сложить два слова «зёрна» и «бобовые». Какое слово может получиться?

Учащиеся придумывают слова.

Учитель: Сложив эти два слова,  мы получим название гороха как культурного растения – это зернобобовая культура.

 

(Разбор слов - бобы, створки, зёрна, зернобобовая культура).

 

Учитель: Сначала бобы плоские, потому что семена в них очень маленькие. (Плакат «Стадии созревания гороха». Приложение 2. Затем зёрна увеличиваются, и плод становится округлым.

 

Задание 1: У каждого на тарелочке два вида горошка – горох сухой для посадки и консервированный зеленый горошек. Необходимо потрогать, даже попробовать горох на вкус, «на зуб» и сказать, какой из двух видов горошка самый зрелый.

Ребята трогают, пробуют и делают вывод.

Учитель: Недозревшие зёрна гороха мягкие, зеленого цвета, созревшие – твердые, белой, желтой, розово-желтой или зеленой окраски. (СЛАЙД № ) Где и как применяют различные по зрелости семена гороха, мы с вами будем изучать на последующих уроках, а сейчас вернемся к теме урока.

 

Физкультминутка (слайд № )

 

Закрепление  нового материала.

Задание 1. Работа по карточке «Строение растения гороха». (Приложение 3) Подписать основные части растения. (Ученики 1 группы подписывают сами, ученики 2 группы пишут по обводке).

Сею-сею бел горох: уродился мой горох и крупен, и бел, и сам тридесят – старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье.

Задание 2. Работа по карточке «Виды зерен гороха». Подписать где изображены зрелые, а где недозрелые зёрна гороха. (Приложение 4). (Ученики 1 группы подписывают сами, ученики 2 группы пишут по обводке).

 (Стихотворение Н. Горюновой)

А у нас взошёл горох,                   
Лиза восклицала: "Ох!                      
Его надо поливать!                           
Травку с корнем вырывать!             
Поухаживать за ним,                      
А потом его съедим!!!"

Чтение по учебнику стр.52-53                   

 

Домашнее задание:  Узнать у мамы, как в вашей семье используется горох.

??? Вопросы по теме урока.

  • Какое растение мы сегодня с вами начали изучать?

  • Как вы думаете, почему горох удобнее сажать с другими растениями, у которых крепкий прямостоячий стебель?

  • Кто запомнил, для чего гороху усики?

  • Как называется плод гороха?

  • Как называются семена гороха?

  • Почему горох называют зернобобовой культурой?

  • Чем отличаются зрелые и недозрелые семена друг от друга?

Итог урока. Выставить оценки всех похвалить.

Дополнительный материал о видах гороха.  (СЛАЙД № )

Существует несколько видов гороха. Не все из них человек сажает специально для того, чтобы получить урожай. Так, например, душистый горошек – эту травянистую лиану с негустыми листьями выращивают ради цветков, которые не только красивы, но и очень душисты, а также хорошо стоят срезанными в вазе. Цветовая гамма разнообразна – от белого до почти черного, нет только желтой окраски. Горошек быстро заплетет забор, беседку и украсит любую опору.

(СЛАЙД № . Переход к слайду по управляющей кнопке).

Комментируемое выставление оценок.

Дополнительный материал для общего развития дается детям в том случае, если у учителя осталось время на уроке. Если времени нет, то ученикам можно в качестве дополнительного домашнего задания найти интересную информацию о применении гороха в качестве спортивного орудия.

Соревнования по стрельбе горохом. 

(СЛАЙД №  . Переход к слайду по управляющей кнопке).  9 июля 2011 года в деревеньке Уичем, что на востоке Англии состоялось 41 международное соревнование по стрельбе горохом.

Мероприятие проходит ежегодно с 1971 года, и было придумано местным учителем Джоном Тайсоном. У Джона были нерадивые ученики, которые стреляли горохом в школе. Конфискованные орудия стрельбы и вдохновили Джона на проведение такого соревнования. Соревнование сразу стало успешным.

(СЛАЙД №  . Переход по щелчку ЛКМ).  Все желающие могут принять участие в соревнованиях, существуют отдельные категории для мужчин, женщин, детей и команд.

(СЛАЙД № . Переход по щелчку ЛКМ).  У каждого участника должна быть своя трубочка для стрельбы. Участники стреляют горохом через трубочку длиной в 12 дюймов (30, 48 см)  на расстоянии в 12 футов (3 метра 65 см) по мишени 12 дюймов (30, 48 см)  в диаметре. В детских соревнованиях расстояние до мишени будет меньше. Мишень покрыта пластичным веществом и горошины оставляют следы, что облегчает задачу подсчета очков. Участник, попадая в центр, получает 5 очков, в среднюю часть -3 очка, а во внешний круг — 1 очко. Каждый участник стреляет 5 горошин по мишени, в следующий круг соревнования выходят участники с наибольшим количеством очков.

Главный реквизит соревнований трубочка - похожа на трубочку для напитков. Требования к трубочке минимальны, она должна быть 12 дюймов в длину. Трубочку можно купить тут же на соревнованиях. Но завсегдатаи соревнования используют свои трубочки. Например, есть трубочки с лазерным наведением, гироскопическим механизмом уравновешивания и другими усовершенствованиями.

СЛАЙД № . (По щелчку ЛКМ. Завершить показ слайдов по кнопке «домой»).

Учитель еще раз благодарит всех за урок.

 

Приложение 3 (ПЛАКАТ строение растения)

Стадии созревания гороха 

сканирование04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

Карточки для каждого ребенка.

 

1. ____________________      2._____________________

    ____________________        _____________________

   _____________________       _____________________

 

Особенности растения гороха.

 

  1. Холодостойкое.
  2. Влаголюбивое.
  3. Обогащает почву полезными веществами.

 

                          

 

Игра  первая « Отгадай овощи по вкусу».

Задача: закрепить знания детей  об овощах, определить их по вкусу; психологическая  разгрузка на уроке.

Игровые  правила: отгадывать овощи только на вкус, не открывая глаз.

Ход игры: нужно попробовать на вкус, съев кусочек, назвать овощ  и рассказать о нем.

Игра вторая « отгадать овощи по запаху», здесь развивается обоняние. 

Игра  третья: «узнать овощи на ощупь», здесь развиваются  тактильные ощущения.

«По признаку подбери название инструмента» -  игру провожу при закреплении знаний об инструментах, например, при обработке почвы.

  1. Для вскапывания почвы.                                        1. MPj04053520000[1]
  2. Для рыхления почвы.                                              2.     MCj02863480000[1]
  3. Для полива растений.                                              3.     MCj02958450000[1]
  4. Для окучивания картофеля.                                     4.      MCj03403800000[1]
  5. Для уплотнения почвы после посева.                     5.    MPj03867720000[1]

 

Описание овощей по схеме.

Цвет

Форма

Вкус

1331761642_krug-cvetov

 

 

 

image001

 

 

 

Какой по цвету?

Какой по форме?

      Какой по вкусу?          

 

 Кроссворд «Сельскохозяйственные профессии»

По горизонтали впишите названия сельскохозяйственных профессий. Слова должны быть подобраны так, чтобы буква «О» подошла к каждому из них в указанном месте.

сельскохозяйственные профессии стр 38

Категория: Мои статьи | Добавил: rokunovat (22.11.2016)
Просмотров: 413 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Полезные сайты
НИРО





Поиск


Календарь